Маркировка рекламы: краткий гайд о самом главном

Маркировка рекламы

Маркировка рекламы

Для всех рекламодателей, которые показывают свою рекламу на территории России (контекстная реклама в том числе), с сентября 2022 года законодательством введена обязанность её маркировки. В том числе данное требование затрагивает и белорусских,  а также иных иностранных рекламодателей, если они крутят рекламу, направленную на РФ.

Обратите внимание: если реклама идёт на Республику Беларусь (любое другое государство, кроме РФ), маркировки не требуется, даже если используется рекламная система российского происхождения, такая как Яндекс.Директ. Поэтому те, чья реклама направлена на РБ, должны просто платить налог на неё.

Законодательная база

Обязанность маркировать рекламу прописана в Федеральном законе “О рекламе” от 02.07.2021 N 347-ФЗ.

Что подразумевается под маркировкой?

Для маркировки (иначе — разметки) рекламы необходимо проделать следующие шаги:

  • Сообщить информацию о конечном её заказчике оператору рекламных данных (к примеру — Яндексу);
  • Получить токен — индивидуальный идентификатор (уникальный код) для каждого рекламного объявления;
  • Пометить все креативы отметкой “Реклама”.

Таким образом, все объявления будут помечены, как реклама. Также сведения о них, в том числе — данные обо всех участниках рекламной цепочки, договоры и акты с разаллокацией (уточнением, какие суммы тратятся на рекламу в каждой рекламной системе), должны быть переданы ОРД.

Далее оператор подаёт данную информацию в ЕРИР (Единый реестр интернет-рекламы). Чтобы проверить свои данные в реестре, любой участник рекламной цепочки может зайти в свой личный кабинет на сайте ЕРИР.

Какую рекламу не нужно маркировать?

Согласно закону, маркировке подлежит вся реклама, не являющаяся социальной.

В то же время, существует несколько исключений из того, что считается рекламой.

Во-первых, не понадобится маркировка рассылкам посредством электронной почты и push-уведомлений — если они продвигают собственные товары или услуги. Если же это реклама чьей-либо ещё продукции, то разметка необходима.

Во-вторых, чаты и группы в мессенджерах и социальных сетях также не являются рекламой в случае, если чат-бот не предлагает пользователям ссылки на страницы рекламодателей.

Как получить токен?

Токен предоставляется до публикации рекламы, если это возможно. Материалы, которые не могут существовать до публикации (например, упоминание бренда во время стрима), необходимо регистрировать с помощью ОРД после публикации. В описание такого стрима необходимо будет добавить ссылку на токен и пометку “реклама”.

Чтобы получить токен, нужно создать креатив и передать данные ОРД. Это может сделать как рекламодатель, так и рекламное агентство. Вот какие данные необходимо предоставить:

  • Организационную форму компании + её полное название;
  • Контактный телефон;
  • Регистрационный номер;
  • Индивидуальный номер налогоплательщика (его аналог);
  • Номер ЭСП (электронного средства платежа);
  • Код по ОКСМ;
  • Для физлиц — ИНН, телефон, род деятельности по ОКВЭД (общероссийскому классификатору видов экономической деятельности).

На основе этих данных ОРД регистрирует объявление и выдаёт токен.

Далее не позднее, чем через 30 дней после демонстрации креатива конечному пользователю, требуется предоставить ОРД отчёты о бюджетах и затратах на рекламную кампанию, сроках её демонстрации, количестве показов (отдельно по каждому креативу) и взаимоотношениях между участниками рекламной цепочки (договоры, акты и т.д.).

маркировка рекламы

Подведём итоги. Маркировать рекламу необходимо в случае её трансляции на РФ вне зависимости от места регистрации рекламодателя либо агентства. Маркировку производит оператор рекламных данных (наиболее популярным является Яндекс).

Нарушение законодательства в области разметки рекламы карается штрафами от 2 тыс. рос. рублей (для физических лиц) до 500 тыс. рос. рублей (для предприятий крупного бизнеса).