Новый закон об авторских правах в России: штрафы вырастут до 10 миллионов рос. рублей

avtorskoe-pravo-v-rossii-4

С 2026 года правила игры для бизнеса в России меняются. Законодательство об интеллектуальной собственности ужесточается: максимальные компенсации за нарушения вырастут в 2 раза. Теперь за использование чужого бренда, логотипа, текста, фото или даже дизайна товара можно будет заплатить не до 5, а до 10 миллионов рос. рублей.

Что именно изменится

До этого компенсации за нарушения считались так:

  • от 10 тысяч до 5 миллионов рос.рублей;
  • в размере двойной стоимости контрафактного товара;
  • в размере двойной стоимости лицензии.

На практике чаще всего взыскивали именно фиксированную сумму — до 5 миллионов. Теперь же верхняя граница увеличивается до 10 миллионов.

Эти правила коснутся не только товарных знаков и брендов, но и авторских прав: текста на сайте, фотографий, видеороликов, рекламных материалов. Даже банальное изображение товара на маркетплейсе считается объектом авторских прав.

Кроме того, ответственность ужесточается и за нарушения в сфере патентов. Минимальный штраф составит 50 тысяч рос. рублей, максимальный — также 10 миллионов.

Кого затронет закон

Изменения коснутся абсолютно всех, кто ведет бизнес:

  • индивидуальных предпринимателей, компаний, владельцев интернет-магазинов и маркетплейсов;
  • тех, кто использует логотипы и названия без проверки их регистрации;
  • компаний, которые публикуют контент, не удостоверившись в наличии прав на него.

Даже если вы уверены, что используете «обычные картинки из интернета» или «ничем не примечательный текст», это тоже зона риска.

Смягчающие положения

В законе предусмотрены и некоторые послабления:

  1. Одно нарушение = одна компенсация.
    Если раньше могли взыскать за каждый объект по отдельности (например, за логотип, дизайн и картинку на упаковке), то теперь это будет считаться как одно нарушение.
  2. Снижение штрафа до 500 тысяч рублей для тех, кто «не знал и не должен был знать» о нарушении.
    Но как суды будут трактовать это условие — большой вопрос.
  3. Единая ответственность цепочки.
    Если нарушение возникло в результате действий нескольких участников (производитель, оптовик, розница), компенсацию взыщут не с каждого отдельно, а одну на всех.
Сейчас также читают  Налог на рекламу в РБ

Что это значит для бизнеса

  • Для правообладателей это хорошие новости. Теперь защита брендов и авторских прав станет выгоднее надежнее.
  • Для предпринимателей: повод пересмотреть все процессы. Цена ошибки выросла в 2 раза.

Когда закон вступает в силу

Новый порядок начнет действовать 4 января 2026 года.

Как подготовиться

  • Проведите аудит брендов, контента и дизайна, чтобы исключить использование чужих прав.
  • Зарегистрируйте свои товарные знаки и разработки в Роспатенте.
  • Наведите порядок в документах: договоры с сотрудниками, подрядчиками и фрилансерами должны фиксировать передачу прав на тексты, фото, видео и дизайн.

Итог: закон увеличивает риски для тех, кто небрежно относится к чужому интеллектуальному труду, но открывает новые возможности для тех, кто грамотно защищает свои права.